Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: 8-800-250-74-80 E-mail: info@ecinform.ru
150054, г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, оф. 709
Тел: 8-800-250-74-80 E-mail: info@ecinform.ru
295015, г. Симферополь, пр. Кирова, д. 1/11, оф. 45
14.01.2025
Росавтодор в числе лидеров по выполнению мероприятий по цифровизации в 2024 году

     Современные цифровые технологии - неотъемлемая часть развитой дорожной инфраструктуры. Внедрение таких технологий в систему обслуживания федеральных автодорог увеличивает скорость принятия оперативных решений по эксплуатации трасс, способствуя улучшению качества жизни людей в целом.

     

     В частности, специалисты ФАУ "РОСДОРНИИ" разработали инновационный сервис для пользователей и владельцев автодорог, органов государственной власти - федеральную государственную информационную систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ).

     

     Данная система позволяет получать оперативную и достоверную информацию об истории дорожных работ, формировании и расходовании дорожных фондов всех уровней, результаты инструментальной диагностики, оперативные и статистические показатели дорожного хозяйства. Кроме того, сервис содержит актуальную базу автомобильных дорог.

     

     В рамках развития ФГИС СКДФ была проведена масштабная работа по актуализации и защите как меморандумов о развитии автодорог общего пользования всех значений 84 субъектов РФ, так и программ дорожной деятельности федеральных казенных учреждений Росавтодора (ФКУ) на период 2025-2027 годов. На данный момент, из обязательного набора технических характеристик владельцами автомобильных дорог внесено 99% данных по федеральным дорогам, 95% - по региональным, 80% - по местным.

     

     Большую роль в формировании современной дорожной инфраструктуры играет и научно-техническое сопровождение. В 2024 году Росавтодор совместно со специалистами ФАУ "РОСДОРНИИ" предприняли значительные шаги к внедрению технологий информационного моделирования (ТИМ) в практику дорожного хозяйства.

     

     Например, подобные технологии пилотно применены при строительстве и реконструкции участков трассы М-7 "Волга" в Республике Татарстан, которые входят в состав маршрута Казань - Екатеринбург - Тюмень.

     

     Кроме того, подготовлены проекты документов, которые обеспечивают применение ТИМ на объектах транспортной инфраструктуры и устанавливают требования государственного заказчика к формированию и ведению информационных моделей объектов дорожного хозяйства как на стадиях инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, так и выполнения строительно-монтажных работ.

     

     Также на основе анализа практического применения технологий искусственного интеллекта в сфере дорожного хозяйства разработан проект методических рекомендаций по его использованию в этой отрасли.

     

     В 2024 году был представлен первый в России дорожный чат-бот для пользователей федеральных трасс - ФеДор. Его разработали студенты Челябинского государственного университета совместно со специалистами ФКУ Упрдор "Южный Урал". С помощью этого дорожного помощника можно будет узнать информацию об имеющихся ограничениях на федеральных трассах Челябинской и Курганской областей. Кроме того, бот позволяет прочитать новости, выбрать АЗС и найти площадку для отдыха, сообщить об имеющихся недочетах в дорожном покрытии или нарушении ПДД автомобилистами, а также связаться с диспетчерами управления федеральных дорог.

     

     Перед специалистами дорожного хозяйства стоит задача по обеспечению бесперебойного движения по федеральным автодорогам во всех без исключения субъектах нашей страны. А для этого необходимо учитывать все климатические и метеорологические условия каждого региона.

     

     Например, пилотный проект по автоматическому мониторингу паводковых вод реализован на участке федеральной трассы Р-21 "Кола" в Карелии. Оборудование, позволяющее постоянно отслеживать гидрологические изменения, смонтировано на мосту через реку Шую на подъезде к аэропорту "Петрозаводск". С помощью беспроводного интернет-соединения информация с датчиков по защищенному каналу связи в режиме онлайн поступает в территориальный Ситуационный центр ФКУ Упрдор "Кола", Ситуационный центр Росавтодора, а также к оперативному дежурному Главного управления МЧС по Карелии. Республика стала первым регионом, где установили на автодороге подобное оборудование.

     

     В 2024 году Федеральным дорожным агентством был продолжен масштабный мониторинг состояния участков федеральных трасс, проходящих по территории распространения многолетнемерзлых грунтов, а также выполнение научно-исследовательской работы на эту тему.

     

     Так, в январе прошлого года был заключен контракт "Оценка геокриологических процессов в придорожной полосе автодороги Чита - Хабаровск" с Институтом геоэкологии РАН. Эти исследования будут способствовать позитивным изменениям в части проектирования, строительства и эксплуатации транспортных объектов в криолитозоне - области, которая характеризуется отрицательной температурой горных пород и почв.

     

     Напомним, что в 2021 году, специалистами Росавтодора была утверждена дорожная карта по исследованию участков вечной мерзлоты. А в 2022 году на 288-м км федеральной автодороги "Амур" Чита - Хабаровск в Чернышевском районе Забайкальского края был установлен комплексный пост наблюдения за метеорологическими и мерзлотными условиями.

     

     Позднее четыре аналогичных комплексных поста были установлены на федеральных автодорогах А-331 "Вилюй" и Р-504 "Колыма" в Якутии. Автоматическая метеостанция осуществляет контроль за основными метеорологическими параметрами, вся информация от датчиков фиксируется на накопителе и передается посредством GSM-связи.

     

     Работа по дальнейшей установке подобных комплексов и детальный анализ полученных данных будут продолжены, ведь эти сведения помогут предотвратить возможную деформацию проезжей части дороги в будущем.

     

     Стоит отметить, что результаты цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) отражаются в соответствующем рейтинге, который ведется Правительством РФ. По итогам 2024 года, Федеральное дорожное агентство занимает седьмое место среди 60 ФОИВ с результативностью выполнения мероприятий по цифровизации 73,7%.



     Источник:

     https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/710663