Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: 8-800-250-74-80 E-mail: info@ecinform.ru
150054, г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, оф. 709
Тел: 8-800-250-74-80 E-mail: info@ecinform.ru
295015, г. Симферополь, пр. Кирова, д. 1/11, оф. 45
15.02.2019
Асфальтобетонный аргумент: российские трассы построят по-новому

     Крымскую "Тавриду" и еще 1 тыс.км дорог уложат с применением "суперпокрытия".
     
     В России начнут масштабно применять "суперасфальт". Технологию, которая позволяет учитывать климатические особенности и интенсивность движения на дорогах каждого региона, зафиксируют в национальном ГОСТе, рассказали "Известиям" в Росавтодоре. Применение подобных асфальтобетонных смесей позволит увеличить срок службы покрытия c 4-5 до 12 лет. В ближайшие два года "суперасфальт" уложат на 1 тыс.км трасс в России, в том числе он появится на крымской "Тавриде". Но у нового метода есть нюансы: из-за дороговизны он подойдет преимущественно для крупных федеральных проектов, считают эксперты. Технологию активно применяют в США, но в МАДИ предостерегают от ее слепого копирования - пройдут годы, прежде чем выяснится, поможет ли недешевый метод улучшить качество дорог в наших климатических условиях.
     
     Лабораторное покрытие
     
     Методология объемного проектирования дорожного покрытия с рабочим названием "Суперасфальт" будет включена в ГОСТ. Сейчас по заказу Федерального дорожного агентства ведется разработка соответствующего стандарта, рассказали "Известиям" в Росавтодоре.
     
     "Суперасфальт" позволяет подобрать смесь с техническими характеристиками под конкретные условия эксплуатации в зависимости от климата субъекта РФ и транспортных нагрузок. Он основан на методах высокотехнологичного проектирования Superpave, применяемых в ЕС и США. Особое место занимает методология выбора вяжущего основного материала, который придает асфальту долговечность. Состав тестируют в лаборатории с учетом транспортной нагрузки дороги и максимально высоких и низких температурных колебаний за последние 20 лет в конкретном районе строительства. Другая особенность системы - использование местных материалов (песок, щебень) и ресайклинг, то есть использование при приготовлении асфальтобетона старого покрытия.
     
     - Экономия будет достигаться за счет повторного использования материалов и снижения трат на логистику. Межремонтные сроки для дорог, построенных с применением технологии "Суперасфальт", увеличатся с 4-5 лет до 12, а капитальный ремонт будет проводиться раз в 24 года - вдвое реже, чем сейчас, - сказали в Росавтодоре.
     
     В агентстве подчеркнули, что прежняя методика подбора и оценки качества асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128 морально устарела и уже не позволяет добиться существенного увеличения сроков службы дорожных покрытий.
     

     Новая технология тестировалась на трассах страны в течение трех лет, после чего было принято решение о ее переводе "в национальные стандарты и гармонизации с базой техрегламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".
     
     С применением нового метода уже построено более сотни участков федерального и регионального значения, в основном в Московской области и Северо-Западном федеральном округе России. В частности, методология объемного проектирования асфальтобетонных смесей использовалась на участках трасс А-114 Вологда - Тихвин, М-5 "Урал", А-108 Московское большое кольцо. Всего построено порядка 550 км федеральных автодорог.
     
     Например, с применением Superpave было уложено 8,6 км дороги на подходе к Крымскому мосту со стороны Керчи и 190-километровый участок трассы "Таврида", открытый для движения в конце 2018 года.
          
     Для производства асфальтобетона Superpave используются только узкие фракции щебня, что обеспечивает высокую стабильность зернового состава и минимальные отклонения от лабораторного "рецепта", - пояснил "Известиям" главный технолог крымского строительного управления компании-подрядчика "ВАД" Андрей Волков.
     
     Не всем по карману
     
     В ближайшие два года, по данным Росавтодора, по технологии "Суперасфальт" планируется уложить еще 1 тыс.км дорог. Сейчас метод объемного проектирования наиболее активно применяют в Башкирии и Татарстане.
     
     Базовые принципы технологии Superpave были изложены советскими учеными еще в 1971 году, отметил глава ассоциации "Росасфальт" Николай Быстров. Но широкое распространение она получила на Западе и в США. В нашей стране до последнего времени в основном применялся советский ГОСТ и связанные с ним нормативные документы.
     
     Глава объединения "Дормост" Кирилл Иванов отметил, что методика "хорошая, но не всем по карману". По мнению эксперта, вероятнее всего, она будет применяться при реализации крупных федеральных проектов.
     
     "Если средняя цена асфальта в России составляла в прошлом году около 4-5 тыс. рублей за тонну, то наиболее качественный асфальт стоил порядка 8-9 тыс. рублей. Поэтому решение о том, какие технологии использовать и по какой цене, будет принимать заказчик строительства. При игре вдолгую такой подход вполне может оправдаться, поскольку позволит экономить на эксплуатационных расходах. А для муниципальных дорог "суперасфальт" вряд ли подойдет - будет невозможно обосновать высокие расходы", - сказал Кирилл Иванов.
     
     Что для американца хорошо
     

     Завкафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев, в свою очередь, обратил внимание на опасность слепого копирования американской методологии. На этапе подготовки отечественных нормативных документов, по его словам, она требует всестороннего анализа и учета российских условий.
     
     - Многие мои коллеги утверждают, что Superpave - панацея от российского бездорожья, позволит обеспечивать нормативные сроки службы асфальтобетонного покрытия. Но у меня полной уверенности в этом нет. Территория США располагается южнее широты города Сочи. Отсюда вопрос: в какой степени эта методология применима к нашим дорогам? Внедрять ее без соответствующей адаптации не следует, - уверен он.
     
     Говорить об эффективности методики, по словам эксперта, можно будет только по итогам долгосрочной эксплуатации участков с "суперасфальтом". Юрий Васильев также обратил внимание, что переход на методологию Superpave потребует закупки большого количества импортного дорогостоящего оборудования для испытания битума и асфальтобетона. Сейчас в России крайне ограничено количество лабораторий, полностью оснащенных необходимыми для этого приборами.
     
     
     Источник:     
     https://iz.ru/